Версия для
слабовидящих


История гребного спорта

Академическая гребля – циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут веслами, используя мышцы спины, рук и ног, проходя дистанцию спиной вперед. Наиболее распространена и популярна в странах Западной Европы, России, США, Австрии, Новой Зеландии и Румынии.
1424343846_grebut-spinoy
История академической гребли
Академическая гребля — один из древнейших видов спорта. Самые ранние сведения о гонках на гребных судах, которые проводились на Ниле в Древнем Египте, восходят к 25 веку до н. э. Позднее гребля была широко распространена в среднеземноморье. В Греции, а потом в Риме большие гребные галеры, триремы, квадриремы, в которых на веслах в 3 этажа сидело до 100 гребцов, использовались для торговли и путешествий, участвовали в грандиозных морских битвах. На них начали проводить и первые соревнования – гонки.
С начала 13 века в Англии, когда через Темзу еще не были построены многочисленные мосты, переправой через реку занимался цех профессиональных лодочников – перевозчиков, которые интенсивно использовали небольшие лодочки и баржи передвигаясь вверх и вниз по Темзе близ Лондона, а уже с 16 века перевозчики стали устраивать регулярные гонки на скорость.
Академическая гребля как вид спорта впервые начала развиваться в Англии в XVII — начале XVIII в. В XIX в. этот вид спорта — гребля на академических судах — лодках с подвижными сиденьями и выносными уключинами, приобрел популярность в различных странах Европы и оттуда распространился в Северную Америку и Австралию.
В 1715 году состоялась первая, организованная английским актером Томасом Доджетом гонка на одиночках, которая впоследствии стала называться его именем. Это старейшее состязание по гребле в мире. В 1811 году в Итоне состоялась первая регата на восьмерках. С 1829 года в Хенли начали проводить ежегодные соревнования восьмерок между Оксфордским и Кембриджским университетами,
а также Хенлейская королевская регата тем самым положили начало академической гребле как виду спорта.
Гребные лодки того времени больше напоминали морские яхты, громоздкие, тяжелые и тихоходные и были мало приспособлены для проведения спортивных соревнований. Чтобы добиваться побед, надо было увеличить скорость лодок. Вот тогда стали появляться различные новшества. Первыми появились широкие сидения, смазанные салом, по которым гребцы, одетые в кожаные штаны, сгибая ноги, легко скользили. Затем, в 1830 году, появились выносные уключины. Подлинную революцию, резко повысившую скорость произвело в 1857 году изобретение подвижного сиденья в лодке, банки, а в 1904 году — металлические уключины с колковыми вертлюгами, которые затем были заменены на вращающиеся. К началу ХХ века академические лодки достигли своего почти современного вида.
1424350053_2ka-muzh-zakat
Различают греблю распашную — спортсмен работает одним веслом, парную — двумя веслами, на лодках с рулевым и без него, на учебных и скифовых лодках. Классы судов определяются количеством гребущих. Самая маленькая лодка – одиночка длина до 10 метров; самая большая – восьмерка длина до 20 метров. На двойках, четверках, восьмерках на корме или носовой части лодок находится рулевой.
В России гребля начала развиваться так же, как и в Англии, в 18 веке. В 1718 году Петр I подписывает указ о создании в России «Невского флота». Родоначальниками гребного спорта в России считаются англичане. Приглашенные Петром I для строительства Петербурга, они привезли с собой лодки. И в 1840 году на Крестовском острове был организован гребной клуб «Эрроу» («Стрела»). 20 лет спустя по его типу первой спортивной организацией со своим «Уставом и командором» стал Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, открытый 21 мая 1860 года. Именно здесь были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина соревновательной дистанции, появились протокольные записи результатов гонок.
В 1867 году такой же клуб открылся в Москве: Московский речной яхт-клуб, который существует и поныне, располагаясь у развилки реки Москвы и обводного канала. Называется он «Гребная база «Стрелка». В 1892 году проводится первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. Всего было проведено 22 чемпионата, в которых на одиночках участвовали гребцы только из Москвы и Петербурга.
С 1909 году российские гребцы стали встречаться с зарубежными спортсменами. Петербуржец Михаил Кузик дважды выиграл открытый чемпионат Нидерландов и принял участие в Играх V Олимпиады в 1912 году, в Стокгольме, где вышел в полуфинал.
В 1922 году было проведено первое первенство РСФСР по гребле и плаванию, а в 1925 году, в Ленинграде — первое первенство СССР. В 1928 году в Москве состоялась I Всесоюзная Спартакиада, собравшая более 7 тыс. участников. В ее программу были включены заезды и по академической гребле. С 1945 года проведение чемпионатов Советского Союза стало ежегодным.
В 1950 году на Москве-реке были проведены первые международные соревнования со спортсменами из Чехословакии, входившими тогда в элиту мировой гребли. В 1951 году советские гребцы впервые выехали за рубеж, в Берлин, для участия в I Всемирных студенческих играх и, завоевав 6 золотых медалей, заняли первое место в общекомандном зачете.
В 1892 году была создана Международная федерация гребных обществ — ФИСА, в 1996 году Международная федерация получила новое название — Международная федерация гребного спорта. Начиная с 1893 года стали проводиться чемпионаты Европы по академической гребле.
С 1900 года академическая гребля входит в программу олимпийских соревнований. До 1976 года в олимпийских регатах участвовали только мужчины. В Монреале на Играх XXI Олимпиады впервые стартовали женщины. До Олимпийских игр 1920 года национальные команды могли участвовать несколькими экипажами в каждом классе судов.
Дистанция гонок на первых Олимпийских играх не была постоянной: в 1900 году — менее 2000 м, в 1904 году — 2 английские мили — 3218 м, в 1908 году -1 миля 880 ярдов — 2412 м, в 1948 году — 1850 м, с 1952 года и до настоящего времени — 2000 м. Участники финальных соревнований определяются согласно системе квалификационных заездов — предварительных, полуфинальных, по принципу выбывания после двух проигрышей. Рекорды не регистрируются.
Чемпионаты мира проводятся с 1962 года. Федерация гребли СССР вступила в Международную ассоциацию гребных обществ в 1952 году.
Правила
Гребной канал — искусственный водоем для тренировок и соревнований по гребному спорту. Ширина составляет до 200 м. 125 м составляет так называемая основная вода для гребных дорожек и 75 м — возвратная. Длина около 4000 м, основная вода — 2200 м. Глубина не менее 2 м. Регаты проводятся на участках рек, озер, прибрежных вод или искусственных водохранилищах. Для проведения крупных международных соревнований выбираются прямолинейные участки без течения, которые размечаются на дорожки. Дистанция для международных гонок обычно превосходит 2000 м, за исключением гонок ветеранов, где нижний предел равен 1000 м. Речные гонки проводятся на участках рек различной протяженности.
1424350139_8ka
Участники
В рамках одного класса лодок участники могут делиться на категории по опыту, возрасту и весу. В результате победы в том или ином соревновании гребцы повышают свою квалификацию от юношеского разряда через степени взрослого разряда до так называемого «открытого» разряда.
Поломки
Гонка может быть остановлена и начата заново, если в пределах 100 м от старта произошла поломка снаряжения по любой причине. В случае повторной поломки гонка не прерывается, за исключением отдельных случаев столкновения. Если причиной столкновения явились посторонние предметы или лица, возможен повторный старт гонки.
Замены
Разрешено заменять половину состава экипажа, а также рулевого за час или более до первого заезда. (В случае серьезного недомогания возможны замены и в дальнейшем.)
1424343798_london-2ka
Виды гребли академической
Соревнования по академический гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю.
Парная гребля, это гребля двумя веслами, распашная гребля это гребля одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырех или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.
Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах: Одиночки — мужские и женские; двойки парные — мужские и женские; двойки распашные — мужские и женские; двойки парные легкого веса — мужские и женские; Четверки распашные — мужские и мужские легкого веса; четверки парные мужские и женские; Восьмёрки — мужские и женские; Классы лодок в академической гребле, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе Чемпионатов Мира: Одиночки — мужские и женские легкого веса; Двойки — мужские распашные с рулевым; двойки мужские распашные легкого веса; Четверки — мужские распашные с рулевым; четверки — распашные женские, четверки — мужские и женские парные легкого веса; Восьмёрки — мужские легкого веса; Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение — Олимпийские игры (там все должны быть одного пола). Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четверок и восьмерок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.

1424350279_4ka

Старт
Экипажи должны быть на старте минимум за 2 мин до начала гонки. О начале выравнивания подается сигнал подъемом белого флага. Для обеспечения выравнивания можно прибегать к помощи персонала, находящегося в заякоренном катере. Судья-стартер, произносит: «Внимание» и одновременно поднимает руку с флажком. Лодки стартуют сразу после того, как судья резко опустит руку с флажком, сопроводив движение командой «Марш». В случае фальстарта экипажи возвращаются на точку старта (в пределах первых 100 м дистанции). О фальстарте извещает звуковой сигнал и судья, размахивающий красным флажком.
Финиш
Считается, что экипаж финишировал, когда нос лодки пересек линию финиша. Если в процессе гонки один из гребцов оказался за бортом, лодка все равно может занять призовое место. Финиш не будет признан лишь в случае «потери рулевого. После того как все экипажи финишировали, рефери поднимает белый флаг, если гонка прошла успешно и не имеется протестов; в противном случае он поднимает красный флаг. Для оценки порядка финиширования при необходимости может быть использован фотофиниш.
Гонка
Каждая лодка должна держаться в границах своей дорожки (если таковые обозначены). Лодка может быть снята с соревнований за создание помех другой лодке. Подача каких-либо подсказок со стороны, например, при помощи электронных средств, запрещена.
Судейство
Комитет регаты контролирует организацию и проведение регаты. Комитет гонки отвечает за проведение речных гонок. Наблюдатели в точках посадки и высадки следят за составом экипажей и техническими спецификациями лодок. Судьи следуют за гонкой на катере. На старте присутствует рефери, судья-стартер и судья, выравнивающий положение корпусов лодок при старте. Рефери вправе дать предупреждение экипажу по поводу траектории его движения только в том случае, когда существует возможность помехи или столкновения с другой лодкой, движущейся по правилам. В случае столкновения или создания помехи после полученного предупреждения, рефери имеет право снять нарушивший правила экипаж с соревнования. Он также вправе назначить повторный старт. В речных гонках (по ним не проводится международных чемпионатов) важен сам процесс; лодки стартуют через определенный интервал времени, и в зачет идет время прохождения пути. В соревнованиях по речным гонкам отсутствует всякая разметка дорожек и т.п. Экипаж, совершающий обгон, имеет право преимущественного движения. Комитет по организации гонок устанавливает правила с учетом конкретных условий.
Весла
При проведении международных соревнований лопасти весел должны быть окрашены в национальные цвета.
Лодки
Требования к конструкции и дизайну лодок не регламентируются. К носу лодки должен быть приделан тупой наконечник, обычно шар белого цвета из твердой резины или другого подобного материала диаметром не менее 4 см. Соревнования проводятся между лодками одинакового типа.
Гребля с парными веслами
Каждый гребец использует два весла. Рулевой отсутствует. Гонки проводятся между: одиночками; двойками; четверками.
Распашная гребля
Каждый гребец использует одно весло. Традиционно применяется схема посадки, когда весла на правую и левую стороны чередуются. На расположение весел обязательных правил не существует. Гонки проводятся между: двойками без рулевого; двойками с рулевым; четверками без рулевого; четверками с рулевым; восьмерками с рулевым.
Звезды
«Абсолютным» олимпийским чемпионом среди гребцов является англичанин Стив Редгрейв. Он пять раз (в 1984, 1988, 1992, 1996, 2000) побеждал на Олимпийских играх и 7 раз становился чемпионом мира.

1424350426_afiny-4ka

На Олимпиаде в Афинах российские гребцы после 28-летнего перерыва (последнее золото было завоевано на Играх в Мельбурне, 1976) сенсационно завоевали золотые награды в классе мужских четверок парных (С. Федоровцев, И. Кравцов, А. Свирин, Н. Спинев).
http://tubethe.com/watch/Rwgf08iwK-A/akademicheskaya-greblya-afiny-2004-chetvjorki.html

spinev-nikolay-pobeditel-oi2004

Спинев Николай — победитель Олимпийских игр 2004 года в Афинах (Греция) в четверке парной

fedorovcev-sergey-pobeditel-oi2004

Федоровцев Сергей — победитель Олимпийских игр 2004 года в Афинах (Греция) в четверке парной

Сергей Федоровцев и Николай Спинев воспитанники СДЮСШОР-8 их тренеры: Липинский Александр Павлович, Анцупова Галина Леонидовна, Софронова Рауза Ахмедовна, Аракелян Самвел Рубенович.
Академическая гребля, вид гребного спорта на специальных спортивных судах — узких (ширина лодки-одиночки — 30 см, восьмёрки — 60 см) лодках с уключинами (вынесенными за борта) и подвижными банками (сиденьями). Гонки проводят по прямой трассе, главным образом на дистанции 2000 м для мужчин и женщин. Регистрации рекордов не существует, т. к. результаты даже на одной и той же трассе резко меняются в зависимости от погодных условий, направления ветра и состояния воды.
Длина прохождения дистанции варьируется от 500 метров до 160 километров, в зависимости от характера гонок: у юниоров «Б» 500 – 1000 метров, у юниоров «А» от 1000 до 2000 метров, у сеньоров «Б» и «А» стандарт 2000 метров. Заезды на дистанцию более 2000 метров – считается морофоном.

КАК УСТРОЕНА ЛОДКА ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛИ

 

1424350599_akademicheskaya-lodka

 

1424090623_lodka-s-veslami-ispravlenaya

Тактика гребли
Понятие о тактике
Тактика-это совокупность форм и способов борьбы за победу на соревнованиях. Используя свои физические и технические возможности, а также слабые стороны противника, спортсмен решает основную задачу-достижение победы. Выбор тактического варианта ведения гонки зависит от акватории соревнований и будущих противников Даже общее знакомство с местом соревнований: разметкой дистанции, берегом, местом старта и финиша – позволит спортсмену ориентироваться на дистанции и предварительно разучить отдельные варианты тактики ведения гонки. Выбирая тот или иной вариант, необходимо учитывать: степень подготовленности команды (физическую и тактическую); индивидуальные данные гребцов и команды в целом (вес, рост, опыт участия в соревнованиях); знание противника; особенность прохождения дистанции противником; задачу, стоящую в данных соревнованиях и в заезде; величину дистанции. Среди всех тактических вариантов ведения гонок, используемых в гребном спорте, можно выделить следующие разновидности: прохождение дистанции по отрезкам; прохождение дистанции “на отрыв”; прохождение дистанции спуртами; равномерное прохождение дистанции.
Тактические варианты ведения гонок.
1. Прохождение дистанции по отрезкам.
Молодые по возрасту спортсмены и не опытные команды обычно проходят дистанцию неравномерно. Это зачастую вызвано не только физической неподготовленностью, по и простым неумением сохранить постоянный темп гребли. Избавиться от этого недостатка можно при прохождении дистанции отрезками. Именно с этого тактического варианта можно начинать обучать новичков прохождению дистанции. На берегу устанавливаются искусственные ориентиры или используются естественные. Команда перед соревнованием проходит дистанцию несколько раз не в полную силу, с небольшими ускорениями, отмечая каждый отрезок. В процессе гонки ускорения должны быть неожиданными для противника: это деморализует его, заставляет изменить усилия и темп гребли и в конечном итоге дает преимущество команде, применившей такой тактический план.
2. Прохождение дистанции “на отрыв”.
Этот тактический вариант подходит для команд, обладающих хорошими скоростными качествами. Используя преимущество, необходимо максимально оторваться от противников на первой половине дистанции, а затем, продолжая движение по дистанции с меньшей затратой сил, но удерживая преимущество, финишировать. Величину отрыва определяют с учетом возможности дальнейшего ведения гонки. К тактическому варианту прохождения дистанции “на отрыв” прибегают: а) при умении строить гонку по сзади идущему противнику, б) молодые, а также опытные команды, которые в данной момент недостаточно подготовлены, в) в соревнованиях с противником, слабо идущим со старта, но имеющим затяжной финиш, г) команды, обладающие хорошими скоростными показателями, д) команды, которые заранее знают свое преимущество над противником, с целью минимальной затраты сил.
3. Прохождение дистанции с использованием спуртов.
В настоящее время большинство команд применяют при прохождении дистанции спурты. Но одни команды прибегают к спуртам по заранее намеченному плану, а другие подсознательно, пытаясь увеличить затухающий темп. Прохождение дистанции с использованием спуртов очень сложно как по технике выполнения, так и по физической нагрузке: резкие изменения скорости на дистанции приводят к более низкой скорости, чем при других тактических вариантах. Однако продуманное, с предварительной подготовкой, прохождение дистанции спуртами сильно изматывает противника физически и морально. Очень часто команда, применившая внезапный спурт, выигрывает гонку. Поэтому умение пользоваться спуртом – ценное качество команды. Уход со старта с целью отрыва используется, когда силы противника неизвестны. Перед гребцом или командой ставится задача: создать преимущество в начале дистанции, а затем строить гонку с учетом силы противника. Со старта гребец идет в полную силу и независимо от положения противника на дистанции прибегает к спурту, т. е. Как бы удлиняет старт (если, например, старт выполняется за 20 – 25 гребков, то спортсмен к этим гребкам добавляет еще дополнительно 20 – 25 гребков). Если команда добилась преимущества, то дальнейшее прохождение дистанции строится согласно предварительно разработанному плану; если же преимущества добиться не удалось используются различные тактические приемы, например повторный спурт. Создание преимущества на дистанции. Когда команда начинает проигрывать гонку со старта или на дистанции, необходимо сократить разрыв до минимума. Продолжительность спурта определяется возможностями команды, если ей удается хоть незначительно вырваться вперёд. Если же в результате спурта обгоняющая команда только поравняется с противником, то небольшой спурт со стороны противника может свести на нет проделанную работу. Тогда нужно повторить спурт, но он должен быть более длительным. Отрыв от противника по ходу дистанции. Этот тактический вариант применяется в том случае, если соперники неоднократно встречались в соревнованиях и знают возможности друг друга. На дистанции такие команды идут вровень. Необходимо создать преимущество, которое будет иметь большое моральное значение, а в некоторых случаях и решит исход гонки. Начало спурта должно быть неожиданным для команды противника. Необходимо использовать её малейшие замешательство, оплошность, отдельные ошибки для захвата инициативы. К такому отрыву необходимо прибегнуть до того, когда команды начнут финишировать. Изучение противника. К такому тактическому приему прибегают в гонке, когда приход к финишу впереди изучаемой команды не обязателен, так как встреча с этим противником предстоит в последующих заездах – в полуфинале, финале. Изучение ведется в процессе сравнения хода своей лодки с ходом лодки противника. Принимаются во внимание количество гребков при ускорении, соотношение скоростей движения лодки, реакция противника на спурты и ускорения и т. д.
4. Равномерное прохождение дистанции.
Характерно для гребцов с хорошей общефизической подготовленностью, стабильностью в работе, уравновешенной психикой, уверенностью в себе. Все эти качества вырабатываются у команды в процессе целенаправленной подготовки и регулярного выступления в соревнованиях в течение не менее 3- 5 лет. Воспитание этих качеств – очень сложная задача, но решение её гарантирует стабильность в выступлении спортсменов. Равномерное прохождение дистанции обеспечивает наиболее продуктивное использование возможностей команды. Такой тактический план гонки может применяться в любых соревнованиях. Команда, сохраняя свой темп, должны вторую половину дистанции пройти почти так же, как первую (разница во времени должна быть минимальной).
Тактика гонок на длинные дистанции.
Особенности гонок на длинные дистанции заключается в том что спортсмены принимают старт одновременно со всеми возможными противниками и ведут борьбу на дистанции значительное время. Все названные особенности создают определенные трудности и вместе с тем открывают широкие возможности для проявления тактического мастерства спортсменов. Один из основных тактических приемов гонок на длинные дистанции – гребля на волне, или лидирование. Спортсмен заранее определяет команды – лидеры. После принятия старта он должен проявить максимальные скоростные качества с целью войти в ведущую группу и найти заранее намеченного лидера. Если удается использовать волну от лидера, то лучше занять место сбоку, на боковой волне, что в дальнейшем позволит ему прибегнуть к различным приемам. Если же удается занять положение вблизи кормы лидера, то дальнейшие тактические действия будет диктовать лидер.
Планирование тактической подготовки.
План тактической подготовки составляется задолго до основных соревнований, как правило, в начале периода базовой подготовки с учетом: календаря соревнований, характера дистанции и погодных условий в районе планируемых соревнований, сведений о соперниках. По мере приближения главных соревнований план тактических действий коррегируется на основе: уточненных данных об особенностях акватории, метеоусловий, системы учета собственной подготовленности. За 2 – 3 дня до гонки необходимо определить план тактических действий и смоделировать их на макете дистанции с мысленным решением тактических задач. Затем 1 – 2 раза пройти дистанцию по намеченному плану. Этот прием можно повторить накануне или в день соревнований (во время разминки и не с полной выкладкой) с учетом результатов жеребьевки. Действия гребца в ходе гонки (вне зависимости от её исхода) должны быть предметом детального анализа после окончания соревнований.