Парусный спорт – форма активного отдыха и водный вид спорта, в котором спортсмен за счет парусов (без применения двигателей) использует силу ветра для продвижения лодки вперед. В отличие от виндсерфинга и серфинга соревнования по парусному спорту проводятся в закрытых лодках, а не на досках.

Лодки с парусами веками использовались для мореплаваний и рыболовства, но спортивным средством стали только в семнадцатом веке. Считается, что голландцы первыми стали соревноваться в гонках на яхтах ради удовольствия, а в 1660 году король Карл II привез этот вид спорта в Англию.

Первый в мире яхт-клуб был основан в 1720 году в Корке, Ирландия, а самый старый из ныне существующих клубов находится в США. Это Нью-Йоркский яхт-клуб (New York Yacht Club), основанный в 1844 году.

Парусный спорт в России появился еще при Петре I, но после его смерти интерес к гонкам под парусом угас. Только в 1846 году был основан Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб, который стал закрытым сообществом. В него входили князья, высокопоставленные чиновники, офицеры гвардии.

Яхтинг был развлечением для богатых до второй половины ХХ века. Затем строительные материалы стали более доступными, что сделало постройку лодок дешевле, благодаря чему спорт распространился среди любителей активного отдыха.

Какие соревнования существуют в России и в мире

Виды парусного спорта

Соревнования по парусному спорту проводятся в следующих дисциплинах:

  1. Гонки флота – наиболее распространенный вид соревнований, в котором лодки стартуют на размеченной трассе и побеждает та, которая придет к финишу первой по фактическому или пересчитанному времени.

Гонки флота могут проводиться на одинаковых лодках (такой формат используется на Олимпийских играх), либо на разных, тогда соревнование идет с гандикапом: для лодок разных типов применяется набор коэффициентов и формула, по которой пересчитывают финишное время, чтобы определить победителя соревнований в абсолюте.

  1. Матчевые гонки – гонки с одновременным стартом, в которых соревнуются только две одинаковые лодки. Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

Матчевая гонка – это не только гонка на победу, но и соревнование тактик, так как каждый участник пытается заставить соперника нарушить правила. Если одна из лодок набирает определенное количество нарушений, победителем объявляется второй участник, независимо от того, кто лидировал к моменту дисквалификации.

Таким образом, матчевые гонки сводятся к двум основным тактикам: оставаться впереди соперника и вынуждать его нарушать правила.

  1. Командные гонки – вид соревнований, в которых обычно участвуют две команды, при этом каждая выставляет несколько лодок. Задача – набрать наименьшую сумму финишных мест. Система подсчета очков простая: одно очко за первое место, два – за второе и так далее.

В командных гонках также есть свои тактические хитрости. Например, участник может расположить свою лодку таким образом, чтобы закрыть ветер для соперника, тем самым замедлив его ход и позволив партнерам по команде уйти в отрыв. Также он может использовать маневры и перестроения, вынуждая соперников изменять курс движения, чтобы не понести наказание. Нарушившая правила лодка получает штраф.

Соревнования под эгидой Всероссийской федерации парусного спорта

Всероссийская федерация парусного спорта (ВФПС) была основана в 1912 году, входит в Международную федерацию парусного спорта и формирует сборные команды страны на международные соревнования, включая Олимпийские игры.

ВФПС формирует составы основной и резервной сборной, молодежной, а также паралимпийской сборной России.

Федерация проводит соревнования на разных уровнях и в различных классах:

  1. Чемпионат России в классах микро, на крейсерских яхтах, в формате матчевых гонок.
  2. Кубок России, который включает пять гонок для каждого класса в разных регионах страны.
  3. Первенство России среди юниоров, юниорок, юношей и девушек.
  4. Всероссийские и межрегиональные (на уровне федеральных округов и субъектов РФ) спортивные соревнования среди взрослых спортсменов, юниоров, юниорок, юношей и девушек.
  5. Прочие региональные соревнования.

На каких яхтах проводятся

Существует множество классов и конструкций яхт, но в целом их можно объединить в шесть категорий:

  1. Динги – малые парусные суда.
  2. Яхты – парусные суда размером от шести метров и более. Существует большое количество классов яхт, которые проектируются и строятся специально для соревнований.
  3. Спортивные лодки – трейлерные яхты, которые были разработаны для легкой транспортировки с помощью лодочного прицепа. Они имеют легкую конструкцию и обычно ходят с экипажем от трех до шести человек. Спортивные лодки, как правило, имеют подъемные кили – плавники на днище, которые можно убирать внутрь судна с помощью устройств-манипуляторов. Большинство спортивных лодок имеют длину от 5,5 до 8 метров.
  4. Макси-яхты – спортивные технологичные парусные лодки длиной от 100 футов (более 30 м). Обычно проектируются и строятся по индивидуальному заказу в соответствии с правилами Королевского океанского гоночного клуба, который располагается в Лондоне и регламентирует океанические и гонки на длинные дистанции.

Для достижения высоких скоростей при постройке макси-яхт используются современные облегченные материалы и дорогостоящие технологии.

  1. Скиффы – легкие и быстрые лодки с экипажем от двух до четырех человек. Самые распространенные скиффы имеют длину 12 футов (3,66 м), 13 футов (3,96 м), 16 футов (4,88 м) и 18 футов (5,49 м). К скиффам относятся популярные классы 49er и 49er FX, в которых разыгрываются медали на Олимпийских играх.
  2. Многокорпусные суда – скоростные лодки сложной конструкции. К ним относятся:
  • проа – узкие длинные суда, у которых с одной стороны закреплен балансир;
  • катамараны – двухкорпусные суда, у которых корпуса соединены мостом;
  • тримараны – лодки с тремя соединенными корпусами.

За счет многокорпусной конструкции лодка обладает лучшей устойчивостью и обтекаемостью, так как отдельные корпуса намного уже, чем ширина обычной яхты.

В ГБУ ДО РО » СШОР № 8″ проводят обучение на следующих классах яхт:

«Оптимист» – самый распространенный класс яхт, который применяется для обучения детей в возрасте 9-12 лет. Имеет малый вес (около 35 кг) и длину чуть более двух метров. Экипаж – один человек. Это один из немногих классов, в котором Международная федерация проводит официальные соревнования среди спортсменов не старше 16 лет.

«Кадет» представляет собой двухместный швертбот с парусным вооружением типа бермудский шлюп. В конструкцию входят отсеки непотопляемости, удерживающие яхту на воде в случае опрокидывания. Как правило, шкотовые начинают ходить под парусом на «Кадете» в возрасте 9 лет. Они быстро учатся  под руководством старшего и более опытного рулевого и, наконец, начинают самостоятельно рулить в 12 или 13 лет. Так как это класс для юниоров, дети могут ходить на «Кадете» только до момента достижения 17 лет. «Кадет» это не только обучении парусу. Гонки требуют физически изнурительной работы и  большой концентрации от моряков. Кроме того, рулевые должны научиться очень рано брать на себя ответственность за свои решения и их более младших членов экипажей. Экипажей, в свою очередь, получают пользу от знаний и опыта их рулевых и, следовательно учатся управлять парусами очень быстро. Экипаж маленьких яхтсменов должен работать вместе как одна команда, чтобы выиграть гонку.

«Лазер» – одна из самых популярных парусных лодок в мире (более 250 000 экземпляров). Имеет вес около 60 кг и длину чуть более четырех метров. Управляется одним человеком. На «Лазерах» проводятся Олимпийские соревнования среди мужчин и женщин.

«Луч» — гоночный одноместный швертбот национального класса. Вооружение — бермудский кэт. «Луч» хорош для обучения парусному спорту и гонок. Позже для обучения юных яхтсменов были еще разработаны модификации класса «Луч»  — «Луч-Радиал» и «Луч-Мини», которые отличаются от «Луча» только уменьшенными размерами парусов и мачт.

«Луч-Мини» —  5,2 м² — на вес спортсмена от 50–70 кг, гоночный вес* 65 кг;
«Луч-Радиал» — 5,7 м² — на вес спортсмена 55–75 кг, гоночный вес* 70 кг;
«Луч стандарт» — 7 м² — на вес спортсмена 60+ кг, гоночный вес* 78;

Международная шлюпка «420» — парусная шлюпка, популярная для гонок и обучения. В настоящем виде — «420» наилучшим образом соответствует заложенной в него идее: обеспечивать начальное обучение и совершенствование мастерства в первую очередь юных яхтсменов. Именно поэтому судно сделано чувствительным к нагрузке и «не любит» на регатах тяжелых экипажей. Конечно, нет ничего ужасного в том, что на прогулке швертбот имеет малую скорость при весе экипажа 200 кг, но в гонках нельзя рассчитывать на победу, если вес экипажа больше 140 кг. Это обусловлено прежде всего полными обводами сравнительно широкого корпуса, благодаря которым в море при устойчивом ветре «420» выходит на глиссирование. Это небольшое судно — оно лишь немногим больше «Ворьена» — отличается хорошей остойчивостью; оно легко реагирует на перекладку руля, послушно в управлении, удобно для работы, — все это делает швертбот «420» особенно удобным для смешанного или юношеского экипажа. Считается, что «420» представляет собою лучший из существующих «трамплинов» для прыжка юниоров к более ответственным и атлетически сложным соревнованиям в «старших» классах.

Правила парусного спорта

Обычно, регата состоит из 7 гонок, которые проходят в каждом классе судов. Спортсмены получают очки за места, которые они занимают в гонке. За 1 место яхтсмен получает 0 очков, за 2 место – 3 очка, за 3 место – 5,7 очков, за 4 место – 8 очков, за 5 место – 10 очков, за 6 место – 11,7 очков, а дальше плюс 6 очков за каждое последующее место. Зачитываются только первые шесть результатов.

Экипировка для парусного спорта

Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.

Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из «дышащей» ткани. Во избежание «парникового эффекта» под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла – одежду из «дышаших» такней (polartec или fleece).

Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде – обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение – обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины («deck shoes») – прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды – специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.

Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с «короткими» пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки – для холодной погоды.

Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).

Юные яхтсмены могут получить теоретические знания о парусном спорте и правилах поведения в гонках, освоить практические навыки в управлении лодкой, научиться работать в команде.